Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Предпосылки развития и теоретические основы малого бизнеса 4
1.1. Малый бизнес как субъект экономических отношений 4
1.2. Факторы развития малого бизнеса 6
Глава 2. Классификация и роль малого бизнеса в рыночной экономике 14
2.1. Состав и структура российского малого предпринимательства 14
2.2. Роль малого бизнеса в развитии рыночной экономики 16
Глава 3. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения 19
3.1. Состояние и тенденции развития малого бизнеса в российской экономике 19
3.2. Направления повышения эффективности развития малого бизнеса 28
Заключение 34
Список литературы 35
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования подчеркивается следующим. Как показывает прак-тика развитых государств, малое и среднее предпринимательство имеет большое значение для экономики страны, его развитие воздействует на экономический рост, на ускорение НТП, одним словом, участвует в решении многих актуальных социально-экономических и прочих проблем.
Малым предприятиям приходится прилагать большие усилия, чтобы выжить в данных условиях и получать прибыль от основной деятельности. Правительство РФ сделало объяв-ление о том, что намерено разными способами поддерживать малое предпринимательство при помощи новых законов, кредитных программ, субсидий и льгот. Для экономики в целом деятельность малых предприятий оказывается важнейшим фактором увеличения ее гибкости.
По уровню развития малого предпринимательства экономисты судят о способности государства.
Объект исследования – малое предпринимательство в экономике страны. Предмет ис-следования – развитие малого бизнеса в экономике.
Цель работы – раскрыть направления повышения эффективности развития малого бизнеса в России.
Задачи работы:
- рассмотреть малый бизнес как субъект экономических отношений;
- представить факторы развития малого бизнеса;
- раскрыть состав и структуру российского малого предпринимательства;
- представить роль малого бизнеса в развитии рыночной экономики;
- рассмотреть состояние и тенденции развития малого бизнеса в российской экономи-ке;
- представить направления повышения эффективности развития малого бизнеса.
Глава 1. Предпосылки развития и теоретические основы малого бизнеса
1.1. Малый бизнес как субъект экономических отношений
Малым бизнесом чаще всего называют предприятия с незначительными объемами производства и с низкой численностью рабочих кадров. Законодательства разных стран устанавливают свои ограничения на ресурсы. Что же касается России, то ограничения по вы-ручке составляют до 800 миллионов рублей и работать там должно до 100 человек .
Для сравнения, в Украине эти критерии составляют соответственно 10 млн евро и 50 человек.
Малый бизнес, как и любая форма предпринимательства, имеет свои достоинства и недостатки.
Что касается достоинств малого бизнеса, то одним из самых важных пунктов является относительно низкий размер стартового капитала. К преимуществам малого бизнеса можно отнести также такие, как быстрота принятия решений, гибкость структуры, мобильность и многое другое.
Кроме того, государство, как правило, поддерживает инициативу малого бизнеса и проводит различные программы стимулирования. Простота в управлении – немаловажный фактор, ибо именно из-за небольших размеров предприятия бизнесом легко и просто управ-лять. В малом бизнесе контроль над компанией чаще всего на сто процентов принадлежит его владельцу. Хозяин фирмы вправе принимать самостоятельно все стратегически важные решения и вносить какие-либо изменения в рабочий процесс.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994. № 32.
2. О развитии малого и среднего предпринимательства: Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // «Российская газета». № 164. 31.07.2007.
3. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 №1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на пе-риод до 2030 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/.
4. Федеральный закон от 14.06.1995 №88-ФЗ «О государственной поддержке ма-лого предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим досту-па: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6857/.
5. Закон РСФСР от 25.12.1990 №445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40/.
6. Закон РСФСР от 24.12.1990 №443-1 «О собственности в РСФСР» [Электрон-ный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37/.
7. Закон СССР от 26.05.1988 №8998-XI «О кооперации в СССР» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1361/.
8. Агеева О.А., Девянина А.В. Особенности развития малого бизнеса в России на современном этапе // Вестник университета (государственный университет управления). – 2017. - №6. – С.60-63.
9. Акмаева Р.И. Инновационный менеджмент малого предприятия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 544с.
10. Алпатов А.И. Развитие малого и среднего предпринимательства России в со-временных условиях // Международный студенческий научный вестник. – 2017. - №3. – С.13-18.
11. Боброва А.А. Понятие малого предпринимательства и его роль в экономике России // Экономика и социум. – 2017. - № 6-1. – С. 331-334.
12. Бондаренко Н.Е. Эволюция малого предпринимательства в XIX-XXI вв.: этапы становления и факторы развития // Институциональные и инфраструктурные аспекты разви-тия различных экономических систем: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: Аэтерна, 2016. – С. 58-61.
13. Волкова-Гончарова Т.А. Современная оценка экономического и налогового по-тенциала малого предпринимательства: региональный аспект. - Логос, 2015 - 231 с.
14. В России сократилось количество малых предприятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.podatinet.net/2016100544814/stati/inye-voprosy/v-rossii-sokratilos-kolichestvo-malyh-predpriyatii-na-70-tysyach.html.
15. Гражданкина Е.В. Экономика малого предприятия. – М.: РОСБУХ, 2015. – 261с.
16. Дикинс Д., Фрид М. Предпринимательство и малые фирмы. – М.: Гуманитар-ный центр, 2014. – 341с.
17. Квазимагомедова З.А., Алиев Б.Х., Ахмедов М.Ш., Гаджиев О.С. Роль малого бизнеса в экономике России и ее регионов // Фундаментальные исследования. – 2017. – 38-1. – С.163-167.
18. Костыкова М.Ю. Классификация субъектов малого предпринимательства в рамках банковского кредитования // Современные тенденции развития науки и технологий: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конферен-ции. – Белгород: Агентство перспективных научных исследований, 2017. – С.48-50.
19. Ляманова Е.А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Рос-сийская экономика: взгляд в будущее: материалы III международной научно-практической конференции. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2017. – С.277-279.
20. Медведев А.П. Малый бизнес: с чего начать, как преуспеть. – СПб.: Питер, 2014. – 197..
21. Медведева Е.А. История развития малого предпринимательства в России: вли-яние на экономку в разные годы // Современный специалист-профессионал: теория и практи-ка: материалы 8-й международной научно-практической конференции студентов и маги-странтов. – Барнаул: Барнаульский филиал ФГО БУ «Финансовый университет при Прави-тельстве Российской Федерации», 2016. – С.73-75.
22. Молчанов В.А., Вылгина Ю.В. Роль и направления развития малого бизнеса в Российской Федерации // Актуальные вопросы научных исследований. – 2017. – С.51-54.
23. Носова Т.А. Малое предпринимательство в современной экономике // Вектор экономики. – 2017. - №1. – С.10-13.
24. Обзор самых перспективных направлений малого бизнеса [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: http://vesbiz.ru/svojbiznes/perspektivnyx-napravleniya-malogo-biznesa.html.
25. Пилюгина С.Ю. К вопросу выявления проблемных аспектов деятельности ин-ститута малого и среднего бизнеса в России // Актуальные вопросы права, экономики и управления: Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. – Пен-за: Наука и Просвещение, 2017. – С.52-57.
26. Пятаченко А.М., Головинов О.Н. Экономическая сущность и этапы развития малого бизнеса // Инновационная деятельность: теория и практика. – 2016. - №6. – С. 24-27.
27. Раджабова З.К., Раджабова З.О. Опыт государственной поддержки развития малого бизнеса и его использование в России // Фундаментальные исследования. – 2017. - №8-1. – С.217-221.
28. Рамазанова С.З. Развитие малого предпринимательства в России: анализ про-блем современного этапа // Вестник науки и творчества. – 2016. - С.387-390.
29. Роль малых предприятий в инновационных процессах // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2017. - №3. – С.70-74.
30. Салыгина Е.Н. Преимущества и недостатки малого предпринимательства // Студенческая наука XXI века. – 2016. - №1-2. – С.239-241.
31. Симонова Е.В. Соотношение конкурентных преимуществ малого и крупного бизнеса / Е.В. Симонова // Вестник ОрелГИЭТ. – 2017. - №2. – С.22-24.
32. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Ре-жим доступа: // http:// www.gks.ru.
33. Швандар В.А., Гофринкель В.Я. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – С.296.
34. Яшек В.Д., Бесчастнова Н.В. Государственная поддержка малого предприни-мательства // Экономика и социум. – 2017. - №3. – С.1575-1579.